21 февраля / 2024
Я купил вертушку: что дальше? Инструкция по модернизации
Проигрыватель винила выделяется среди прочих Hi-Fi компонентов тем, что даёт пользователю максимум возможностей для обновлений и усовершенствований. Таким путем после приобретения аппарата начального уровня можно существенно улучшить качество его звучания. Немаловажно и то, что саму эту процедуру можно производить поэтапно, улучшая любимую вертушку шаг за шагом и постепенно доводя её до наилучших кондиций. Рассмотрим основные резоны и стадии такой модернизации на примере доступной модели Radiotehnika LP001.

  • Знакомство
Radiotehnika LP001 – проигрыватель винила Hi-Fi-класса начального уровня, как раз такая модель, с которой имеет смысл начинать знакомство с винилом. Аппарат имеет простую и добротную конструкцию со столом, выполненным из MDF и опирающимся на резиновые виброгасящие ножки. Он оснащен пассиковым приводом, комплектуется алюминиевым опорным диском с резиновым ковриком и тонармом из того же металла с предустановленной на нём бюджетной головкой звукоснимателя Audio-Technica AT3600L. В штатной комплектации этот проигрыватель представляет собой хорошо продуманное устройство, не имеющее слабых мест и при этом вполне готовое к дальнейшим усовершенствованиям.
Далее мы рассмотрим все этапы модернизации, через которые истинный любитель винила сможет провести как эту, так и многие другие модели проигрывателей.

  • Головка звукоснимателя
Начинать стоит с главного, а это в проигрывателе винила – головка звукоснимателя. Именно в ней находится игла, на кончике которой рождается звук.

Выпускаются модели нескольких типов. Самый распространённый из них – ММ, что расшифровывается как Moving Magnet, или подвижный магнит. Принцип их работы базируется на том, что на противоположном от иглы конце кантилевера (иглодержателя) закреплен постоянный магнит, а внутри головки размещены звуковые катушки. Движение магнита вызывает в проводниках этих катушек изменения величины электрического тока, которые и порождают тот самый музыкальный сигнал, что идет на выход проигрывателя винила. Преимуществ у ММ-картриджей довольно много: они недороги в изготовлении, обеспечивают возможность замены иглы, создают относительно высокое выходное напряжение.

Тем не менее, ради более высокого качества звука производят и звукосниматели других типов. Самый известный из них – МС. Эта аббревиатура расшифровывается как Moving Coil или подвижная катушка, а принцип действия – зеркальный относительно ММ. В МС-головках игла посредством кантилевера двигает катушки, которые располагаются в поле статичных постоянных магнитов. МС-звукосниматели выдают более слабый электрический сигнал, они более требовательны к качеству тонармов и даже к свойствам кабелей для подключения, нуждаются в специальных фонокорректорах, однако они позволяют получать более детальное, утончённое и в целом более высококлассное звучание. В ассортименте некоторых торговых марок стали появляться МС-картриджи, выдающие напряжение такого же уровня, как и у головок ММ-типа, что упрощает их эксплуатацию и позволяет использовать соответствующие фонокорректоры.

Звукосниматели третьего типа, встречающегося ещё реже, чем МС – это MI-модели, что расшифровывается как Moving Iron или подвижное железо. В этих головках и магниты, и катушки неподвижны, а на противоположном от иглы конце кантилевера располагается кусочек ферромагнитного железа, который находится в поле магнитной системы. Благодаря этому MI-картриджи дают возможность замены иглы, а по качеству звучания они находятся где-то между ММ- и МС-аналогами.

Помимо разницы в способе получения электрического сигнала, головки звукоснимателя отличаются друг от друга ещё и профилем заточки иглы. Существуют несколько типовых: сферический (конический), эллиптический, гиперэллептический и многорадиусный. Сферическая (коническая) заточка наиболее простая, она используется в диджейских и бюджетных пользовательских головках, характеризуется наименьшей детальностью создаваемого звучания, зато и по цене наиболее доступна. Эллиптическая заточка – это добротный средний уровень и самый популярный профиль иглы в звукоснимателях Hi-Fi-класса. Она даёт более высокое качество звука с лучшими детализацией и проработкой высокочастотного диапазона. Гиперэллептическая и многорадиусная заточки используется в картриджах высшей категории и обеспечивают наиболее детальное, утончённое звучание в максимально широком диапазоне частот.


  • На что обратить внимание
При замене картриджа нужно помнить: МС-тип требует специального фонокорректора, ММ и МI – взаимозаменяемы и совместимы с ММ-фонокорректорами. Помимо этого, головка звукоснимателя должна подходить по весу к тонарму, на который она устанавливается. Если она будет слишком лёгкая или тяжёлая, его не получится корректно настроить.

Процесс ее установки следует производить с учетом целого ряда требований по расположению иглы относительно пластинки, соответствие которым контролируется с помощью специального инструмента. Если у вас нет надлежащих навыков, замену лучше доверить профессионалам.
Ряд производителей ММ-картриджей предлагают возможность замены иглы ещё и как один из дополнительных сценариев модернизации головки звукоснимателя. Выбирая модель такого рода, вы впоследствии сможете повысить качество звучания проигрывателя, просто заменив иглу. Эта процедура несложная, не требующая специальных навыков, и пользователь может выполнять её самостоятельно.

  • Наш совет
У проигрывателя Radiotehnika LP001 предустановлен звукосниматель Audio-Technica AT3600L – базовая модель ММ-типа. Подходящей альтернативой можно рассматривать головки ММ-типа начального и среднего уровня с эллиптической заточкой иглы, а также MI-картриджи.

  • Коврик для опорного диска

Начать усовершенствование проигрывателя винила проще всего с замены коврика (мата) на опорном диске, на который кладется пластинка. Этот аксессуар выполняет сразу несколько функций: предотвращает ее проскальзывание, гасит резонансы опорного диска, обеспечивает виброразвязку между ним и пластинкой, а хороший вариант ещё и избавляет от статического электричества, которое на виниле накапливается довольно быстро.

Самые бюджетные маты изготавливают из фетра; они неплохо гасят микровибрации, могут быть цветными и яркими или даже украшенными рисунками, но следует понимать, что они не лучшим образом борются с проскальзыванием пластинки и антистатическими свойствами не обладают, скорее даже, наоборот, выступают источниками электрического заряда. Более дорогие коврики изготавливают из резины, пробкового дерева, искусственной или натуральной кожи, а иногда из специального пластика или даже винила. Разнообразие материалов объясняется не только эстетическими соображениями, но также и тем, что они обеспечивают возможность влиять на характер звучания проигрывателя. Маты различаются амортизирующими свойствами, и тем самым по-разному сказываются на воспроизведении музыкальных записей, придавая звучанию особые нюансы. Чем выше класс проигрывателя в целом и головки звукоснимателя в частности, тем заметнее роль этого элемента, поэтому подбирать его с целью улучшения звука имеет смысл после проведения других усовершенствований, а на начальном этапе его замена скорее придаст проигрывателю иные эстетические черты.

  • На что обратить внимание
Выбираемый на замену коврик должен быть максимально близок к комплектному по толщине. Существенные отличия по этому параметру приведут к тому, что пластинка будет лежать выше или ниже, чем необходимо, и угол постановки иглы изменится, что негативно повлияет на работу головки звукоснимателя и качество звучания.

  • Наш совет
Radiotehnika LP001 с завода укомплектована качественным резиновым матом, который хорошо гасит резонансы алюминиевого опорного диска. Установка фетрового аксессуара в этом случае станет скорее шагом назад – на перспективу можно рассмотреть пробковый, кожаный или более тяжёлый резиновый мат.

  • Фонокорректор
Аудиосигнал перед записью на виниловую пластинку проходит специальную обработку, меняющую его частотную характеристику; этот процесс называют RIAA-коррекцией. Для того, чтобы воссоздать музыку в исходном виде, и требуется фонокорректор. Он выполняет обратную RIAA-коррекцию, возвращая правильное соотношение верхних и нижних частот.

Фонокорректоры часто встраивают в проигрыватель винила или в стереоусилитель, а в последнее время ввиду растущей популярности вертушек ещё и в активные колонки. Это делается ради удобства и для того, чтобы дать возможность пользователю сразу начать слушать музыку с диска. Но, поскольку схема фонокорректора рассчитана на работу со слабым сигналом, поступающим с головки звукоснимателя, этот блок крайне чувствителен к помехам разного рода. А электродвигатель в проигрывателе винила, силовые трансформаторы и мощные высокоточные схемы в стереоусилителях и активных АС становятся их источниками. К тому же и сами производители нередко экономят на качестве встроенного блока фонокорректора, делая этот элемент оснащения сугубо номинальным, предназначенным для новичков.

Располагающий собственным экранированным корпусом самый простой компонент данного типа – уже шаг вверх по шкале качества. Более продвинутые модели помимо надёжной защиты от помех, более точной и качественной RIAA-коррекции располагают специальными режимами усиления и настройки, необходимыми для работы с высококачественными МС-картриджами.

  • На что обратить внимание
При выборе компонентного фонокорректора имеет смысл учитывать класс звукоснимателя, который уже используется в проигрывателе или планируется к покупке для его модернизации. Кроме того, далеко не все они могут работать с МС-картриджами. Если вы собираетесь попробовать именно такой, учтите это обстоятельство при выборе фонокорректора. Вдобавок, даже для головок ММ-типа возможность дополнительных настроек становится плюсом, поскольку позволяет добиться оптимального согласования электрических характеристик и, как следствие, – лучшего звучания.

  • Наш совет
Мы отказались от идеи встроенного блока фонокорректора, так как достойная ее реализация привела бы к существенному увеличению его стоимости, а использовать схему низкого качества нет смысла, поскольку пользователь сразу же начнет искать ему замену. Поэтому даже на начальном этапе создания системы с этой вертушкой придётся использовать фонокорректор, встроенный в усилитель или активные АС. В такой ситуации раздельный компонент данного типа имеет смысл выбирать, ориентируясь на класс головки звукоснимателя. Для комплектной будет достаточно аппарата начального уровня, который поможет сделать звук более чистым и детализированным, а на перспективу имеет смысл рассмотреть фонокорректор из среднего ценового сегмента.

  • Фонокабель
Практически все этапы модернизации можно откладывать на потом, кроме одного: покупки качественного фонокабеля. Сигнал, идущий от головки звукоснимателя проигрывателя к компонентному фонокорректору, маломощный, с невысоким показателем напряжения, поэтому фонокабели существенно влияют на звук.
В отличие от обычных межблочных кабелей RCA-RCA они всегда имеют дополнительный проводник с контактами-лопатками, который предназначен для соединения клемм заземления проигрывателя и подключаемого к нему фонокорректора.

  • На что обратить внимание
Самый важный признак качественного фонокабеля – надёжное экранирование, без которого в звуке могут появиться шумы, вызванные помехами. Вторая важная характеристика – погонная ёмкость: чем она меньше, тем лучше. Её снижению способствует также сокращение длины кабеля, поэтому лучше не ставить проигрыватель далеко от фонокорректора.

  • Наш совет
На начальном этапе эксплуатации комплектный кабель проигрывателя Radiotehnika LP001 вполне достойно способен выполнять свою функцию, чем могут похвастать далеко не все бюджетные вертушки. Однако и в этом случае замена фонокабеля даёт заметный прирост качества звука, поэтому с ней лучше не затягивать, тем более что без надлежащего соединителя едва ли будет возможно оценить работу фонокорректора, необходимого напарника этой модели.

  • Антивибрационные подставки
Любой проигрыватель винила оснащается ножками, они в той или иной степени гасят вибрации, которые могут передаваться на его стол. Дополнительная виброразвязка с помощью подставок или специальных платформ не будет лишней и положительно повлияет на качество звучания. К тому же эти аксессуары для вертушек часто оснащают регулируемыми опорами, позволяющими устанавливать их столы строго горизонтально, если стойки для аппаратуры не располагают такой опцией. При этом сами проигрыватели редко оснащаются настраиваемыми опорами. Как подставка также может использоваться тяжелая каменная плита, обеспечивающая более стабильную основу. Её вполне можно сочетать и с другими средствами виброразвязки.

  • На что обратить внимание
При выборе дополнительных виброгасящих опор необходимо убедиться, что по своим рабочим характеристикам они подходят для использования с проигрывателями винила.

  • Наш совет
Дополнительная виброразвязка оказывает заметное влияние на звук в системах среднего и высокого ценовых уровней, поэтому в случае с Radiotehnika LP001 применение данных средств будет обосновано, как и в случае с ковриками для опорного диска, после замены звукоснимателя, фонокабеля, а также при использовании внешнего фонокорректора – когда вся система уже оптимизирована, но остается желание довести её до совершенства.

  • Итог
Усовершенствование проигрывателя винила – сам по себе достаточно увлекательный процесс. Для того чтобы он с каждым этапом приносил слышимый прирост качества звучания, стоит соблюдать такую последовательность: замена фонокабеля, установка другой головки звукоснимателя, включение в систему компонентного фонокорректора, смена коврика, организация виброразвязки. По ходу дела не стоит увлекаться и ожидать, что бюджетный проигрыватель с самым дорогим картриджем сразу же превратится в вертушку высшего класса, ведь в процедуре звукоизвлечения участвуют буквально все элементы устройства, включая опорный диск, стол, тонарм и даже провода, которые проложены внутри последнего. По этой причине модель начального уровня путём модернизации возможно подтянуть в плане звучания до среднего, а аппарат среднего класса – приблизить к топовому. Так что в этом вопросе имеет смысл придерживаться принципа разумной достаточности. И самое главное: не забывайте получать удовольствие от этого занятия и слушайте больше хорошей музыки!