30 августа / 2023
Нужны ли колонкам защитные решетки?
В комплекты поставок подавляющего большинства колонок, присутствующих на рынке потребительской аудиоаппаратуры, входят защитные решетки (или грили, но это слово в русском языке имеет много далеких от темы значений и не отражает сути дела). Встает вопрос: как и когда их использовать, да и стоит ли это делать? Качественный звук — настоящая роскошь для любого дома. Когда комнату наполняют кристально чистые ноты, вокал со всем богатством его обертонов, выверенные, упругие басы, музыка приобретает свое истинное звучание, а удовольствие от ее прослушивания растет до небес. Люди поняли это уже давно, но только в прошлом веке стало возможным не только наслаждаться любительским музицированием, но и воспроизводить записи великих артистов. А во второй его половине технический прогресс открыл дорогу повышению достоверности результатов этого процесса.

  • Эстетический аспект
Наличие данных аксессуаров для АС вполне естественно: нас ведь не удивляет, что мотор у автомобиля скрывается под капотом, а электронная начинка усилителя или любого другого устройства — внутри жесткого кожуха. Корпуса имеются и у колонок, однако главные элементы их конструкции — динамики — невозможно полностью в них упаковать, поскольку суть работы последних в том, чтобы заставлять колебаться окружающий их воздух, порождая тем самым звуковые волны. Поэтому защитные решетки чаще всего представляют собой жесткие рамы, обтянутые звукопроницаемыми тканями. Это довольно рыхлые материалы, свойства которых в числовом выражении описываются сопротивлением продуванию. Они находят применение также в отделке кинотеатральных залов, в том числе и домашних.

Тем не менее, думается, что первоначально такие элементы, в первую очередь, отвечали за эстетическую функцию — уж очень грубыми и непривлекательными смотрятся сегодня динамики АС прошлых лет с их бумажными диффузорами, винтами креплений и даже проводками на передних панелях. Да и колонки или распространенные тогда комбинированные устройства, радиолы, например, стремились быть похожими на предметы мебели.

Сейчас же динамические головки нередко очень хороши на вид, а разработчики АС научились так элегантно встраивать их в корпуса, что и не разберешь сразу, как же они удерживаются на месте. И передние панели часто не отличаются по отделке от остальных граней корпусов. Также для улучшения акустических свойств их делают более толстыми или на них монтируют специальные солидные, но симпатичные накладки из особых материалов, куда уже встраивают динамики.
Дополнительный шик внешности колонок обеспечивается отсутствием видимых креплений для защитных решеток — в таком случае они фиксируются на магнитах, спрятанных под поверхностью отделки и в самих этих аксессуарах. Но все еще широко распространены варианты со штырьками, которые вставляются в специальные отверстия на передних панелях. Есть также колонки, выполненные в стиле ретро, у которых решетки своими краями вставляются в пазы по периметру передней панели, или вполне современные модели, для которых предусмотрены колпаки строго по форме динамиков.

Так что в плане представлений о прекрасном применение защитных решеток становится делом вкуса владельца и его домочадцев.

  • Щит для динамиков
Кроме эстетической у этих предметов есть также охранная функция, что, собственно, и отражено в названии. Оставим открытым вопрос, насколько легкая ткань способна воспрепятствовать удару по динамику чем-то тяжелым или, например, столкновению с острым при падении, но она убережет его от излишнего внимания со стороны детей или домашних животных. Некоторые производители комплектуют свои АС сетчатыми решетками из металла или прикрывают несъемными колпачками особенно хрупкие диффузоры твитеров. Однако они довольно заметно влияют на звучание, о чем будет рассказано ниже. При этом, конечно, защита обеспечивается гораздо лучше, что вряд ли так уж необходимо в домашних условиях, но в сегменте профессионального аудио просто обязательно.

  • Снять или оставить?
И все же следует разобраться в том, как они сказываются на звуке. Если говорить о тканевых вариантах, то при правильно подобранном материале влияние будет минимальным во всех частотных диапазонах, кроме самого верхнего, да и там оно окажется совсем незначительным. Однако аудиоэксперты предпочитают проводить прослушивания без защитных решеток на колонках. Что и понятно: во-первых, они не желают упустить ни грана звучания, а во-вторых, им хочется иметь зрительный контакт с объектом исследования — что-то вроде «Гюльчатай, открой личико» — для вдохновенного написания обзора. Иногда, правда, бывает и так, что защитные решетки позволяют устранить небольшую резкость на верхах или наоборот, сняв эти аксессуары, можно добавить воздушности в музыкальную сцену.

Немного иначе обстоят дела, если АС комплектуются металлическими решетками (редко случается, что и теми, и другими) — они за счет дифракционных эффектов сильнее влияют на звук. Разработчики АС научились обращать этот фактор на пользу дела. Так, размеры и расположение отверстий на колпачках, закрывающих твитеры, как заявляют ведущие производители, строго рассчитаны с использованием компьютерного моделирования и выполняют необходимую коррекцию ВЧ. Аналогичным образом действуют и металлические защитные решетки: если колонки ими оснащаются, то, скорее всего, с ними звучание будет более детальным и прозрачным при лучшей фокусировке образов.

  • Технологии в моде
Перед настоящим аудиофилом вопрос о внешнем виде колонок в целом и о защитных решетках в частности не стоит — главное для него звучание. А вот для простых любителей послушать иногда музыку он отнюдь не праздный: их Hi-Fi-системы должны органично вписываться в интерьер и не раздражать своим присутствием тех, кто в душе не меломан. В таком случае эти аксессуары позволят АС «притвориться» мебелью, а когда владельцу захочется погрузиться в те или иные композиции, то их можно и снять, чтобы сосредоточиться на приятном занятии и чуточку очистить верха в звуке.

Впрочем, многие, напротив, с удовольствием будут лицезреть свои колонки именно как технические устройства, тем более что даже модели бюджетного сегмента, например, из линейки Alfa отечественной компании Radiotehnika, смотрятся очень привлекательно благодаря отличной отделке передних панелей, аккуратному креплению излучателей, да и, собственно, их немонотонному, интересному дизайну. Так что можно, убрав подальше их комплектные защитные решетки, лишь иногда смахивать пыль с корпусов и динамиков. И тем самым встроиться в современную тенденцию украшать гостиные элегантными, способными сойти за настоящие произведения прикладного искусства АС, для которых так называемые «грили» и вовсе не предусмотрены.